Главная > Новости > 2016 > Загадочный мир Достоевского

Загадочный мир Достоевского  (17.10.16)

2016 год – совершенно особый в истории Омска. Его, помимо прочих торжественных дат, венчает одно из крупнейших событий в сфере отечественной культуры – 195-летие со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского, писателя, чья судьба на 4 горьких года переплелась с омским краем.

Восстановление в памяти духовного облика людей, чьи судьбы напрямую повлияли на духовный облик Омска, – задача не менее важная, чем реставрация внешнего фасада центральных улиц, бывших свидетелями истории. Непростую задачу сохранения и преумножения знаний о Достоевском взяли на себя организаторы Юбилейной Всероссийской научной конференции «Ф.М. Достоевский и философская культура русской классики», открытие которой состоялось 12 октября в Омской государственной областной научной библиотеке имени А.С. Пушкина.

Для того чтобы фрегат филологической науки с лёгкостью бороздил просторы современной достоевистики, организаторы конференции обозначили несколько основных векторов исследования. Выступления участников поднимали проблемы неразгаданных тайн творчества Ф.М. Достоевского, его места в отечественной критике и философской прозе, а также продолжения традиций его творчества в литературе XX века.

Для понимания мировоззрения Достоевского важно увидеть наш город сквозь призму времён и представить себе, каким мог предстать ландшафт Омска перед каторжанином середины XIX века. Эту мысль донесла до слушателей доктор исторических наук, профессор В.Г. Рыженко в докладе с названием «Постижение “духа места” от Достоевского до Анциферова». Ощущение «захвата русской государственностью огромных территорий Сибири» посещало не только Достоевского во время его пребывания в Омском остроге, но и советского культуролога Анциферова более полувека спустя.

Исследования А.Э. Еремеева и Э.И. Коптевой затрагивали тему философской прозы XVIII-XIX веков. После этого профессор ОмГУ Б.И. Осипов объяснил слушателю собственную философскую концепцию, согласно которой русские писатели XIX века явили множество пророческих указаний. И вправду, кровь стынет в жилах современного читателя при виде строк из гоголевских «Записок сумасшедшего»: «Во Франции большая часть народа признает веру Магомета». Не забудем упомянуть о Достоевском, нарисовавшем детализированный психологический портрет будущих советских революционеров в романе «Бесы».

Примечательно, что участниками пленарного заседания были не только филологи, но и представители других наук. Исследование доктора физико-математических наук К.Н. Югая «Несмешной сон смешного человека Ф.М. Достоевского» позволил взглянуть на творчество писателя с нового ракурса. Как главный герой смог за один миг разрушить ценность своего бытия и жизнь целого мира, пусть и увиденного во сне? Почему инструментом для создания жестоких законов стала именно наука? Наиболее полный ответ на эти вопросы требует взгляда со стороны физика, которому подвластны временные материи.

Доктор философских наук, профессор И.А. Бондаренко ввёл понятие «производящее произведение» применительно к тексту Достоевского и доказал, что творения этого русского классика помогают читателю «открыть другое измерение жизни».

После кофе-брейка самые стойкие и преданные филологической науке слушатели получили возможность почерпнуть новые знания из лекций профессоров, знакомых каждому студенту нашего факультета.

Е.В. Киричук «Лев Шестов о Достоевском» предлагала выявить сходство духовного преображения философа Л. Шестова и писателя Ф.М. Достоевского. Слушателю представилась возможность проследить переоценку ценностей двух крупных деятелей русской культуры, которые смогли перейти от ницшеанского понятия «философской трагедии» к совершенно иному конструированию авторского мира, находящему близость с христианским миропониманием. Интересно, что философия раннего Шестова перекликается не только с «ницшеанством» (как он называл это направление сам), но и с художественной концепцией Ш. Бодлера. Строку из его стихотворения «Непоправимое», использованную философом в качестве предисловия к одной из своих монографий, Елена Владиленовна даже продемонстрировала на языке оригинала.

А.В. Ляпина дала характеристику новому типу литературного героя XIX века. Это охотник, имеющий множество вариаций в разных литературных произведениях, но сохраняющий основную черту, обозначенную Алиной Викторовной как «азарт деяния». Феномен охоты испокон веков связывался с усадебной моделью жизни, которая являлась основной для русского человека. Именно поэтому мотивами охоты изобилует творчество И.С. Туренева и многих других русских писателей.

Мероприятие также не обошла стороной коллегия Омского педагогического университета. К примеру, кандидат филологических наук Н.В. Проданник осветила интересную тему, обозначенную как «Круг чтения студента-разночинца в романе «Преступление и наказание». С XIX века книга перестаёт быть богатой игрушкой избранных и прочно укрепляется в повседневной жизни. Происходит её демократизация – так появляются раскольниковы, цитирующие позитивистов и объявляющие Канта вкупе с Платоном «холодными мудрецами».

После выступления докладчицы прозвучал очень меткий вопрос от одного из слушателей: почему Достоевский любит изображать пишущих героев (к примеру, в своём дебютном романе «Бедные люди»), но преимущественно обходит стороной героев читающих? Вспомним одну из сюжетных линий романа «Идиот»: даже «реестрик» книг, данный Парфёну Рогожину Настасьей Филипповной, не был прочитан. Иначе Рогожин, скорее всего, не совершил бы рокового убийства…

Конечно, эта громкая метафора не применима к действительной жизни. Тем не менее, она открывает вдумчивому читателю обзор на глубокую философскую мысль, не потерявшую актуальности сегодня. Несколько книг, не прочитанных в моменты формирования характера человека, могут оставить глубокую брешь в его миропонимании. А несколько прочитанных – спасти. Именно поэтому нам так важно читать русскую классику, дающую любому читателю ответы на внутренние вопросы. И помнить о том, что с Омском связан один из фундаментальных пластов русской культуры.

Маргарита Рава, фото: Омская библиотека им. А. С. Пушкина
Пресс-служба факультета филологии и медиакоммуникаций

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.