Главная > Новости > 2014 > Михаил Лермонтов и его место в истории

Михаил Лермонтов и его место в истории  (22.11.14)

Каковы основные мотивы в творчестве Лермонтова? Что общего между Лермонтовым и Рембрандтом? На эти и многие другие вопросы в своих докладах отвечали участники конференции «М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, творчество», посвященной двухсотлетию поэта.  

 

Рассмотреть на конференции жизнь и творчество Михаила Юрьевича удалось, буквально, со всех сторон. Докладчики подробно обсудили мотивы и образы в творчестве поэта, нашли общие черты в произведениях Лермонтова и голландского живописца Ребрандта и провели параллели между Печориным, Чайльд Гарольдом, Онегиным и Дон Жуаном.

 

Известно, что с юных лет на Лермонтова оказали влияние Шиллер и Шекспир. В тексте «Маскарада» мы находим много немецких имен, а реплики Арбенина «Ни капли не оставить мне! жестоко!» и «Ты права! что такое жизнь? жизнь вещь пустая!» напрямую отсылают нас к трагедиям «Макбет» и «Ромео и Джульетта». По словам докладчика, д.ф.н., профессор кафедры русской и зарубежной литературы ОмГУ Елены Владиленовны Киричук: «Когда мы беремся искать подобные соответствия, текст начинает читаться как диалог с предшествующим и последующим театром».

 

Ирина Петровна Подгорная, старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы ОмГУ, в своем докладе рассмотрела личность поэта в критической прозе и пришла к выводу, что вся критика Лермонтова отсылает нас к критической прозе И. Ф. Анненского. Критик не раз подчеркивал, что отличительной особенностью творчества Михаила Юрьевича в первую очередь является интеллектуальность. "Творческая красота должна рождаться от соприкосновения мысли с чувствительностью," - замечал Анненский. Именно поэтому произведения М. Ю. Лермонтова так талантливы.

 

О взглядах Ф.М. Достоевского на творчество М.Ю. Лермонтова докладывала д.ф.н., доцент кафедры литературы и культурологии ОмГПУ Элеонора Ивановна Коптева. Оказывается, что в своих критических статьях Ф. М. Достоевский редко обращается к творчеству Лермонтова, а гораздо чаще упоминает имя Пушкина. О дуэли Лермонтова и Мартынова долгое время запрещено было писать, поэтому смерть поэта в те времена была окутана тайной. Достоевский писал: «Лермонтов - давление личности самой на себя, драма «Маскарад» — начало пути,  дуэль — конец. Остался бы Лермонтов жить, и мы бы имели великого поэта, признавшего правду народную, а может быть, и истинного "печальника горя народного"».

 

Слушателей конференции особо привлек научный спор вокруг сказки «Ашик-Кериб», о котором рассказал д.ф.н., профессор ЕГЛУ им. В. Я. Брюсова Михаил Давидович Амирханян. Дело в том, что такие страны как Азербайджан и Армения считают героя сказки своим. И ученые пытаются понять, какого национального героя взял за основу Лермонтов. Как одна, так и другая сторона, может привести немало доводов в свою пользу.

 

Спорить о творчестве русского классика можно бесконечно долго, но в одном согласятся все: мы должны быть безмерно благодарны Михаилу Юрьевичу за то, что он стал отдельной эпохой в истории русской литературы и за труды, которые он нам оставил.

                                                                                                                           Фото: Виктория Поремская 

 

Алексей Савченко, Ольга Михайлова
Пресс-служба факультета филологии и медиакоммуникаций

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.