Главная > Учебная работа > Магистранту > Программы магистратуры > Русская литература
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Русская литература

Аннотация
образовательной программы по направлению подготовки
031000.68 – «Филология» 032700_04.68 «Русская литература»


Квалификация (степень): магистр
Нормативный срок обучения 2 года
Профили (специализации) –
Контакты:
Хомяков Валерий Иванович
Телефоны: 67-13-37
Электронная почта: journalist-omgu@yandex.ru

1. Область профессиональной деятельности выпускников.
Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 031000.68 – «Филология» 032700_04.68 «Русская литература»
- исследовательская и практическая деятельность в сфере филологии и гуманитарного знания, языковой, межличностной и межкультурной коммуникации, образования, культуры и управления.
- Объекты профессиональной деятельности выпускников.
- Русская художественная литература и культура с учетом общих законов возникновения, а также закономерностей развития и бытования в различных странах и регионах;

2. Задачи профессиональной деятельности магистра филологии.
Выпускник по направлению подготовки 031000.68 – «Филология» 032700_04.68 «Русская литература» с присвоением степени магистра филологии должен быть подготовлен к решению профессиональных задач (дополнительных к задачам, решаемым бакалавром филологии) в соответствии с профилем магистерской программы и видами профессиональной деятельности:
а) научно-исследовательская деятельность:
– самостоятельное изучение и критический анализ теории и практики в сфере филологии и иных гуманитарных наук;
– самостоятельное исследование основных закономерностей функционирования литературы и культуры в синхроническом и диахроническом аспектах; изучение устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов;
б) производственно-технологическая деятельность:
– проведение учебных занятий в учреждениях общего, среднего специального и высшего образования; подготовка лекционных курсов и методических разработок по отдельным филологическим дисциплинам;
в) организационно-управленческая деятельность:
– организация и проведение учебных занятий и практик, деятельности НСО и иных студенческих обществ, воспитательной работы среди учащихся;
– инициативное управление проведением научных исследований, международных научных и иных встреч.

3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки магистров филологии.
Выпускник по направлению подготовки 032700 – «Филология» 031000.68 «Русская литература» со степенью «магистр» в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра филологии, в соответствии с профилем подготовки:
а) универсальными (общими) (УНК):
– углубленными научными компетенциям: способность демонстрировать углубленные знания в области гуманитарных наук; способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения;
– системными компетенциями: способность порождать новые идеи (креативность); способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования собственной личности; способность адаптироваться к изменению научного и научно-производственного профиля профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности; способность и готовность к активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности; способность к активной социальной мобильности; навыки и умения в организации научно-исследовательских и научно-производственных работ.
б) профессиональными:
углубленными концептуальными (теоретическими):
– демонстрация знания современной научной парадигмы в области филологии и представления о динамике развития избранной отрасли науки;
– демонстрация свободного владения фундаментальными филологическими знаниями;
– демонстрация знания системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования;
– демонстрация активного владения методикой сравнительного исторического и типологического литературоведческого анализа; умение определить место и своеобразие национальных литератур в мировой литературе;
– демонстрация знания основных этапов формирования мировой эстетической мысли, понимания исторической природы основных эстетических категорий, умения ориентироваться в системе эстетических школ и направлений;
углубленными технологическими (практическими):
– способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания в области литературоведения и основ культурологии для самостоятельной научно-исследовательской и практической деятельности;
– способность творчески и критически осмысливать филологическую информацию для решения научно-исследовательских и практических задач в сфере профессиональной деятельности;
– умение соотносить современные научные концепции с собственными литературоведческими исследованиями для решения актуальных задач филологии;
– владение методами и приемами многоаспектной передачи профессиональных знаний
– навыки ведения научной полемики.

1. Наиболее значимые компетенции, формируемые в ходе освоения ООП.
общекультурными (ОК):
способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
свободное владение русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, нести ответственность за собственные решения (ОК-4);
способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
способность порождать новые идеи (креативность), адаптироваться к новым ситуациям, переоценивать накопленный опыт, анализировать свои возможности (ОК-6).
общепрофессиональными (ПК):
способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);
способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);
владение коммуникативными стратегиями и тактиками, риторическими, стилистическими и языковыми нормами и приемами, принятыми в разных сферах коммуникации, умение адекватно использовать их при решении профессиональных задач (ПК-3);по видам деятельности в соответствии с профилем подготовки:
по видам деятельности в соответствии с профильной направленностью магистерской программы:
научно-исследовательская деятельность:

способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории литературы, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК - 1);
владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);
владение навыками самостоятельного исследования основных закономерностей функционирования литературы в синхроническом и диахроническом аспектах (ПК-5);
владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);
владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК-7);
педагогическая деятельность:
владение навыками квалифицированной интерпретации различных типов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8);
владение навыками проведения учебных занятий и внеклассной работы по литературе в учреждениях общего и среднего специального образования; практических занятий по филологическим дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования (ПК-9);
владение навыками подготовки учебно-методических материалов по отдельным филологическим дисциплинам (ПК-10);
способность к подготовке методических пособий и организации профориентационной работы (ПК-11);
прикладная деятельность:
способность к созданию, редактированию, реферированию и систематизированию всех типов текстов официально-делового и публицистического стиля (ПК-12);
способность к трансформации различных типов текстов (например, изменению стиля, жанра, целевой принадлежности текста) (ПК-13);
готовность к планированию и осуществлению публичных выступлений с применением навыков ораторского искусства (ПК-14);
проектная деятельность:
умение выстраивать прогностические сценарии и модели развития коммуникативных и социокультурных ситуаций (ПК-16);
знание теории и владение практическими навыками проектирования, конструирования, моделирования структуры и содержания образовательного процесса в области филологии (ПК-17);
способность и готовность к участию в разработке научных, социальных, педагогических, творческих, рекламных, издательских проектов (ПК-18);
организационно-управленческая деятельность:
умение планировать комплексное информационное воздействие и осуществлять руководство им (ПК-19);
владение навыками организации и проведения учебных занятий и практик, семинаров, научных дискуссий и конференций (ПК-20);
владение навыками организации и управления научно-исследовательскими и производственными работами при решении конкретных задач в соответствии с профилем магистерской программы (ПК-21).

2. Аннотация дисциплин.

М 1.Б. 01 Современные проблемы литературоведческих исследований
Цель дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студентов с представлением о новых направлениях исследований в литературоведении; дать знания об историко-культурных факторах, определивших возникновение этих направлений. использовать полученные сведения и навыки в самостоятельной научной работе
Требования к результатам освоения дисциплины: ОК-1; ПК – 1, ПК – 2, ПК – 3; ПК – 4.
Место дисциплины в учебном плане: относится к общенаучному циклу М.1.1. Базовая часть. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: введение в литературоведение; теория текста; история русской литературы, история зарубежной литературы, филология в системе современного гуманитарного знания, история и методология литературоведения. Знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной, необходимы для изучения последующих дисциплин: теория и история жанра, интерпретация текста; проблема интертекста в литературе.

М.1.Б 0.2 Русская классика в контексте мировой культуры
Цель дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студентов с представлением о новых направлениях исследований в литературоведении; дать знания об историко-культурных факторах, определивших возникновение этих направлений. использовать полученные сведения и навыки в самостоятельной научной работе
Для успешного освоения курса должны быть сформированы следующие общекультурные и профессиональные компетенции: владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); владение нормами русского литературного языка, умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); способность демонстрировать знание основных концепций в области теории и истории литературы, филологического анализа и интерпретации текстов (ПК-1); владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2) – на повышенном уровне.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
• Знать основные закономерности развития мировой литературы, типы литературных взаимодействий.
• Уметь определять специфику генетических, типологических и контактных
литературных связей.
• Владеть навыками сопоставительного анализа литературных
произведений, творчества нескольких авторов, литератур разных эпох.

М.1.Д. 01 Эстетика мифа в искусстве и литературе 20 в.
Цель дисциплины – формирование компетенций в области истории и теории мифа. Рассмотрение таких проблем, как «Миф в литературе», «Литература как миф». Для успешного освоения курса должны быть сформированы следующие общекультурные и профессиональные компетенции: владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); владение нормами русского литературного языка, умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2); способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); способность демонстрировать знание основных концепций в области теории и истории литературы, филологического анализа и интерпретации текстов (ПК-1); владение базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2) – на повышенном уровне.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
• Знать основные закономерности развития мировой литературы, типы
литературных взаимодействий.
• Уметь определять специфику генетических, типологических и контактных
литературных связей.
• Владеть навыками сопоставительного анализа литературных
произведений, творчества нескольких авторов, литератур разных эпох.

М.1. Д. 02 История русской литературоведческой мысли
Цель дисциплины - освоение истории и методологии филологии, формирование системного, целостного представления о процессе становления и развития основных теорий и идей литературоведения в теоретико- и историко-литературном аспектах.
Для достижения этих целей предполагается изучение, знание и понимание «трактатов», «руководств», литературно-критических статей XVIII – XIX веков, в которых происходило осмысление актуальных в ту или иную эпоху проблем развития национальной литературы.
Данная дисциплина тесно связана с дисциплинами «История философии», в том числе «Русская философия», «Теория литературы» в связи с проблемами эстетики, «История русской литературы XVIII – XIX веков», «История и теория литературной критики XVIII – XIX веков».
В результате изучения данной дисциплины филолог – магистрант сможет научиться понимать причины разных подходов в решении литературных проблем, видеть их общефилософский, общекультурный и эстетический характер, получит сведения об основных этапах развития русской дореволюционной литературоведческой мысли, ведущих школах, течениях, направлениях в литературоведении XIX века, сформирует представление об основных дискуссиях, итогом которых стало создание основ науки о литературе, то есть различных эстетических и историко-литературных концепций.

М-1. Д.03. Современные методы литературоведческого анализа.
Цель дисциплины - знакомство магистрантов с новыми направлениями в научной литературоведческой мысли; формирование представлений об историко-культурных факторах, определивших эти направления.
Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами - «История русской литературы ХХ века». «Теория литературы», «История и теория литературной критики ХХ века!.
В результате освоения данной дисциплины магистранты должны уметь, ориентироваться в различных методах современного литературоведческого анализа, уметь использовать их в профессиональной деятельности, оперировать научными терминами и понятиями.

М 1. В. 02/1 Философские концепции литературоведения
Цель дисциплины - освоение истории и методологии филологии, формирование системного, целостного представления о процессе становления и развития основных теорий и идей литературоведения в теоретико- и историко-литературном аспектах.
Для достижения этих целей предполагается изучение, знание и понимание «трактатов», «руководств», литературно-критических статей XVIII – XIX веков, в которых происходило осмысление актуальных в ту или иную эпоху проблем развития национальной литературы.
Данная дисциплина тесно связана с дисциплинами «История философии», в том числе «Русская философия», «Теория литературы» в связи с проблемами эстетики, «История русской литературы XVIII – XIX веков», «История и теория литературной критики XVIII – XIX веков».
В результате изучения данной дисциплины филолог – магистрант сможет научиться понимать причины разных подходов в решении литературных проблем, видеть их общефилософский, общекультурный и эстетический характер, получит сведения об основных этапах развития русской дореволюционной литературоведческой мысли, ведущих школах, течениях, направлениях в литературоведении XIX века, сформирует представление об основных дискуссиях, итогом которых стало создание основ науки о литературе, то есть различных эстетических и историко-литературных концепций.

М.1. В. 01/2 Теория и методика изучения фольклора
Целью дисциплины является изучение с учетом новейших научных исследований истории формирования и развития западноевропейской, отечественной и американской фольклористики в XIX-XXI вв. Освоение важнейших теорий, методологии устного народного творчества как органичной части духовной культуры, понимание его специфики в связи с происхождением ( миф-ритуальный генезис) и в отличие от других видов искусства. Основные методы изучения: метод мотивного анализа, метод научного описания, сравнительный метод в его разновидностях (сравнительно-исторический, сравнительно-типологический), а также отдельные элементы структурно-типологического анализа (без использования специальной терминологии семиотики).
В результате изучения дисциплины студенты должны знать основные этапы собирания и публикации русского фольклора, теорию фольклора в ее динамике (мифологическая, культурно-историческая, финская, историческая, антропологическая, психологическая, неомифологическая, типологическая школы), основные методы исследования фольклора и уметь их применять к конкретному материалу, теоретические проблемы современной фольклористики и возможные пути их решения; уметь ориентироваться в приоритетных научных направлениях, давать им объективную оценку, отстаивать собственную точку зрения в области теории и методологии фольклора; свободно владеть навыками анализа моно- и полижанровых фольклорных сборников (научных, научно-популярных, популярных), навыками текстологического анализа произведения с целью определения его фольклорного или литературного происхождения, обнаружения литературной обработки фольклорного текста, фольклорно-мифологической основы литературного произведения, методикой культурологического, филологического анализа фольклорного текста (жанровый анализ, вариативный, целостный, мотивный).

М2. В.02/1 Театр авангарда XX века
Цели освоения учебной дисциплины: Знакомство слушателей с малоизвестными или не входящими в программу изучения истории зарубежной литературы явлениями зарубежного и русского театра ХХ века, а также обращение к теории и истории драмы, новейшим концепциям, повлиявшим на развитие и становление театра ХХ века: «театра молчания», «сверхмарионетки», «театра жестокости», «пластический театра» и др.
Требования к результатам освоения дисциплины: ПК – 1, ПК – 2, ПК – 3;
Место дисциплины в учебном плане: относится к специальному циклу М.2.1, для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями, полученными при изучении дисциплин «История русской литературы», «История зарубежной литературы». Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, способствуют более глубокому освоению магистерских курсов по истории литературы и методологии анализа художественного текста.

М.1 В. 02/2 (Дисциплина по выбору) Советская классика и постсоветский модерн: динамика литературной парадигмы
Цель дисциплины состоит в том, чтобы познакомить студентов с магистральными тенденциями советской культуры первой половины ХХ века, отраженными в литературе, искусстве, документах эпохи, и показать ее взаимодействие с новыми течениями и направлениями в литературе конце ХХ столетия.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами «История русской литературы ХХ века», «Теория литературы», «Литература постмодернизма».
Культура ленинского и сталинского периодов отечественной истории ХХ века, особенности эпохи. Причины стабильного интереса к ней исследователей и широкой аудитории. Периодизация культуры 1917-1953 гг. Изучение модели советского пространства. Новый человек: метафорика внутреннего мира советского человека. Трансформация метафорики человеческого материала в культуре ХХ века. Тяга к коллективизму и коммунальности.

М.1 В. 02/2 (Дисциплина по выбору) Мифы советской культуры
Целями освоения дисциплины «Мифы советской культуры» являются знакомство магистрантов с основными тенденциями советской культуры первой половины ХХ века, отраженными в литературе, искусстве, документах эпохи.
Место дисциплины в структуре ООП вуза
Дисциплина «Мифы советской культуры» относится к относится к общенаучному циклу М.1, вариативная часть, дисциплины по выбору студента. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами «История русской литературы ХХ века», «Теория литературы». Для изучения данной учебной дисциплины необходимы знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами: «Филология в системе современного гуманитарного знания», «Современные проблемы литературоведческих исследований», «Современная критика».

М 2. Б. 01 Информационные технологии
Прочные навыки работы на компьютере сегодня составляют такое же неотъемлемое качество образованного человека, как знание таблицы умножения или умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Нет оснований сомневаться, что значение компьютерных технологий в нашей повседневной жизни и профессиональной деятельности со временем будет только возрастать.
Настоящий курс не является заменой или продолжением школьного и вузовского курса информатики. Его цель состоит не в том, чтобы помочь магистрантам в освоении ПК (предполагается, что необходимые базовые знания и умения у них уже есть). Основная его задача – дать слушателям представление об основных тенденциях в развитии компьютерных технологий, а главное, показать, каким образом эти технологии уже сегодня могут заметно облегчить жизнь рядового филолога. В результате изучения дисциплины студенты должны:
иметь общее представление об аппаратном и программном наполнении современного персонального компьютера,
обладать навыками работы с офисными программными пакетами (прежде всего, текстовыми редакторами и программами для подготовки презентаций), а также другими приложениями, помогающими в решении профессиональных задач (браузеры, почтовые клиенты, программы распознавания текстов и т.п.),
уметь пользоваться поисковыми системами, электронными библиотечными каталогами, работать с базами данных ИНИОН,
иметь представление о ведущих сайтах литературоведческой направленности,
иметь представление об основных разновидностях электронных обучающих материалов, уметь использовать их в своей профессиональной деятельности.

М 2.Б.02 Методология анализа художественного текста (теория и практика)
Цели освоения учебной дисциплины: рассмотреть основные новейшие концепции гуманитарной мысли, повлиявшие на становление подходов к анализу художественного текста; продолжить изучение дисциплины «Теория литературы» и расширить ее границы; осуществить практическое знакомство студентов с новыми теоретическими подходами к анализу художественного текста.
Требования к результатам освоения дисциплины: ПК – 1, ПК – 2, ПК – 3;
Место дисциплины в учебном плане: относится к специальному циклу М.2.1, для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями, полученными при изучении дисциплин «История русской литературы», «История зарубежной литературы», «Теория литературы». Знания, полученные в ходе изучения данной дисциплины, способствуют более глубокому освоению магистерских курсов по истории литературы и методологии анализа художественного текста.

М. 2. Б. 03 Ведущие литературоведческие теории 20-21 вв.
Цель дисциплины – формирование компетенций в области истории литературоведческих учений, школ, направлений и в сфере современной научной парадигмы литературоведения.
Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «История и современные концепции литературоведения» (М.2.2.1.) относится к вариативной части профессионального цикла. Она является необходимой основой для изучения последующих дисциплин теоретического и историко-литературного характера, прежде всего для таких, как «Методика и практика литературоведческого анализа», «Способы миромоделирования в литературе», «Литература и общественная мысль».

М. .2. Д. 01 Методология гуманитарных наук
Цель дисциплины - развитие у студентов навыков самостоятельного научного поиска. Достижение этой цели, помимо грамотного владения методологическим инструментарием, который предоставляют исследователю литературоведческие науки, предполагает и осознание того, какие объективные причины привели к формированию именно такого «инструментального набора», каковы его сильные стороны и в чем проявляется его фундаментальная ограниченность. Важно научиться видеть и оценивать используемую методологическую систему не только «изнутри», с позиций определенной научной школы (чем нередко грешат ученые-гуманитарии) или научной дисциплины в целом, но и «извне», с позиций науковедения и философии. Формирование у магистрантов такого «охватного», наддисциплинарного взгляда на выработанные литературоведением методоло­гические подходы и является основной задачей данного курса.
Курс «Методология гуманитарных наук» связан с такими дисциплинами бакалавриата, как: введение в литературоведение, теория литературы, история русской литературной критики.

М.2.Д. 02 Методика преподавания теории и истории литературоведческих наук в вузе
Цели освоения учебной дисциплины: познакомить студентов с представлением о новых направлениях исследований в литературоведении; дать представление об историко-культурных факторах, определивших возникновение этих направлений. Кроме того, целью дисциплины является подготовка магистрантов к успешному осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности. Дисциплина раскрывает основные проблемы и перспективы развития высшего филологического образования, а также основные организационные формы преподавания в вузе и методику проведения лекционных, семинарских (практических), лабораторных занятий; формирует теоретические знания о формах организации процесса обучения в высшей школе, методах и технологиях обучения литературе; развивает умения решать типовые задачи в профессиональной деятельности. Изучение дисциплины предполагает получение углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в области филологического образования и направлено на подготовку к одному или нескольким видам деятельности: научно-исследовательской, научно-педагогической, организационно-воспитательной.

М2 Д. 03 Эволюция жанровых форм в литературе для детей и юношества
Цель дисциплины - осмысление литературы для детей и юношества как вполне самостоятельного историко-литературного явления, отражающего общие тенденции развития отечественной культуры и литературы.
Задачи дисциплины:
Познакомить с этапами и закономерностями развития русской детской
литературы (от фольклора до литературы XX века)
Выработать навыки аналитического подхода к художественному тексту,
имеющему своим адресатом ребенка или подростка;
Изучить монографически творчество русских писателей, внесших значительный
вклад в развитие литературы для детей и юношества

М2.Д.04 Проблемный семинар
Цели освоения дисциплины:
Настоящий семинар поможет студентам углубить их знания в области теории литературы и подготовиться к написанию теоретической части магистерской диссертации.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
уверенно владеть теоретико-литературной терминологией,
иметь представление об основных методологических подходах, практикуемых в современном отечественном и зарубежном литературоведении.

М2. В. 02/1 Образы-символы дворянской культуры в русской литературе 19 в.
Дисциплина спецкурса «Образы-символы дворянской культуры в русской литературе XIX века» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Русская литература». Данная дисциплина дополняет знания филологов об основных закономерностях развития русской культуры и литературы XIX века. Курс направлен на расширение научно-методологического, литературного и культурного кругозора учащихся, формирование их общего мировоззрения, ценностных ориентаций и идеалов.
Цель дисциплины – исследование семантики функциональных элементов и динамики образов-символов русской дворянской культуры в русской литературе XIX века.
Программа курса предполагает решение следующих задач:
определить и интерпретировать смыслы явлений культуры в русской художественной литературе XIX в.
рассмотреть в формально-содержательном аспекте (с точки зрения онтологии и аксиологии, поэтики и типологии) основные составляющие образов-символов русской дворянской культуры, характерных для лирики и прозы XIX века.
выработать методологию анализа явлений культуры в текстах художественного и нехудожественного типов организации (социальных, культурных, искусствоведческих и др.)
обратить внимание не только на магистральные тексты русской литературы XIX в., но и на периферийные, малоизученные, требующие научного осмысления и дающие целостное представление об историко-литературном процессе указанного столетия.

Перечень практик.
Научно-исследовательская и педагогическая практика
В процессе обучения магистранты проходят две практики: научно-исследовательскую и педагогическую. Программы этих практик отражают их цель, задачи, сроки проведения, деятельность научных руководителей; определяют содержание той и другой практики; контроль за деятельностью магистрантов в период практики, параметры, по которым оценивается их деятельность. В завершении прилагаются схемы отчетов по научно-исследовательской и педагогической практике.
Программа научно-исследовательской работы магистрантов определяет цель и задачи этой работы, отражает специальные требования к магистранту, предъявляемые кафедрой; содержат требования по научно-исследовательской работе; включает организационно-методический план; отражает структуру учебно-методического комплекса дисциплин; указывает литературу по общим вопросам лингвистической методологии.