Главная > Новости > 2013 > В одинокой глубине…он покоится на дне (Томас Гарди)

В одинокой глубине…он покоится на дне (Томас Гарди)  (22.05.13)

Конференция «Стального гиганта судьба» (Томас Гарди): «Титаник» в русской и зарубежной культуре XX-XXI веков» прошла 13 мая в стенах Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Руководителем и вдохновителем проекта выступила научный сотрудник Литературного музея им. Ф.М. Достоевского Екатерина Петровна Барановская.

В своём вступительном слове Екатерина Петровна рассказала о том, как снимался фильм Джеймса Кэмерона. На основе дневников и писем Блока, Набокова, Кафки, Грэма Грина, стихотворений Томаса Гарди, Георгия Иванова, Андрея Белого и других поэтов и мыслителей 20 века репрезентировалось, что символизировала и что предвещала гибель «непотопляемого лайнера для всей культуры.

Одно из наиболее ярких воспоминаний, связанных с «Титаником»,  – встреча Екатерины Петровны с океанологом, научным сотрудником института океанологии РАН Ольгой Викторовной Утковой, совершившей вместе с командой режиссёра погружение к обломкам «Титаника» на аппарате «Мир». Ольга Викторовна– дочь омского писателя Виктора Уткова – показала участникам конференции открытки, на которых запечатлена с режиссёром, фотографии останков лайнера, пластиковый стаканчик, погрузившийся в аппарате «Мир» на дно Атлантического океана и ставший крошечным из-за давления.

С гибелью «Титаника» целая эпоха подошла к завершению. Через два года после трагедии Первая Мировая война окончательно похоронит старую Европу — нежную, куртуазную, всё ещё средневековую. Презентация под песню Селин Дион стала своеобразной иллюстрацией этого: кадры из фильма, фотографии со съёмок, останки «Титаника», алые паруса, которые в модерне символизировали смерть.

Удивительным образом происходило в тот самый год гибели гиганта явление синхронии (по Юнгу, синхроничность - действующий в природе творческий принцип, упорядочивающий события непричинным  путём, только на основании их смысла): Александр Блок 5 апреля 1912 года смотрит постановку «Гамлета» в театре, когда в другой стране «Гамлета» смотрит Кафка. Как будто они сидят в одном театре! Или — на одном корабле. Себя Блок считал утонувшим вместе с «Титаником», смытым с лица земли. Он был уверен, что стихия похоронит цивилизацию; поэт, как известно, обладал даром предвидения. Кафка, едва узнав о «Титанике», сразу приступил к написанию «Америки», где повествование начинается с отъезда героя на лайнере в Америку из Европы, и «Приговора» - отец говорит сыну: «Я приговариваю тебя к казни водой».

Кадры другой презентации показали, как рождался обречённый корабль. Сам год его рождения выдался богатым на необычные события и аномальные явления. Аудитория увидела кадры солнечного затмения 1912 года — чёрное солнце в фотографиях Карла Буллы. Учёные искали объяснение затмения в астрономии, поэты и философы находили своё толкование. Так, Томас Гарди в стихотворении «Схождение двоих» трактует гибель «Титаника» как столкновение мужского и женского начал: айсберг и корабль (англ. ship– женский род). Стефан Цвейг в своем эссе о довоенной Европе говорит о том, что никогда европеец не был так счастлив, как накануне Первой Мировой войны. Казалось, что все люди - братья. Эмиль Верхарн, бельгийский поэт-символист, приезжает в Германию, и его встречают немецкие писатели. И наоборот: немецкие мальчики учатся с английскими студентами.

В подготовке конференции принимали участие студенты факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ. Студентка 4 курса Анастасия Руденко в своём выступлении красочно описала, как проявлялся образ лайнера в творчестве русских эмигрантов на примере Набокова. Жизнь на чужбине воспринимается писателем как отплытие на «Титанике» в Смерть. Студентка 1 курса Любава Березовская исследовала судьбы братьев «Титаника» - «Олимпика» и «Британника». «Британник» тоже потерпел крушение – подорвался на мине близ Греции. И только «Олимпик» умер «своей смертью», был списан и разобран на части. Аудитория не осталась безучастной к обсуждаемым темам. Особенный эмоциональный резонанс вызвала история Виолетты Джессоп, путешествовавшей на борту каждого из трёх кораблей и спасшейся в катастрофах «Титаника» и «Олимпика».

Тема «Титаника» крайне богата, и для изучения открыто ещё много аспектов. Следующая конференция, посвящённая судьбе корабля, планируется на сентябрь. Предположительной площадкой мероприятия станет Литературный музей им. Ф.М. Достоевского.

Ирина Попова


Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.