Главная > Новости > 2013 > 100 лет со дня рождения «Совести Запада» отметили в библиотеке им. А.С. Пушкина

100 лет со дня рождения «Совести Запада» отметили в библиотеке им. А.С. Пушкина  (11.03.13)

 


 Тот, кого так воспринимали современники, называл себя «вольным стрелком». Он  лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года. Он тот, кто говорил: «В жизни каждая минута таит в себе чудо и вечную юность», но при этом помнил о бессмысленности и абсурде существования. Это Альбер Камю.

 

 

 

Научно-практический семинар «Беспощадное величие жизни Альбера Камю», посвященный 100-летию со дня рождения  французского писателя и философа XX века и его роману «Посторонний»,  провели факультет филологии и медиакоммуникаций ОмГУ им. Ф.М. Достоевского и Омская государственная областная научная библиотека им. А.С. Пушкина.

Конференцию открыла д.ф.н., профессор кафедры русской и зарубежной литературы Елена Владиленовна Киричук. Студентки специальности «Филология» 4 курса Анна Бегалиева и Мария Карташева рассказали о жизни Альбера Камю и этапах  его творчества, сопроводив рассказ презентацией и кадрами из фильма Лорена Жауи «Альбер Камю».

Камю любил русскую литературу, был актёром и режиссёром, и в своем самодеятельном театре организовал постановку «Братьев Карамазовых». Сам он исполнил роль Ивана — и, действительно, образ умного, учёного, страдающего и мыслящего атеиста близок философу.

Тему этических парадоксов в романе Камю «Посторонний» раскрыла в своём выступлении студентка 4 курса специальности «Филология» Надежда Клименко. Вопрос о том, верно ли поступает общество, казня преступника, и сегодня остаётся открытым. Добро и зло у Камю осмысливаются философски: автор не даёт однозначной оценки действиям своего героя, а наблюдает за ним отстранённо. В ожидании казни герой «в первый  раз открыл  свою душу  ласковому равнодушию  мира». Роман Камю нельзя воспринимать как социально-психологический, он глубоко философичен  - таково мнение филологов, литературоведов и критиков. Религиозный вопрос, вопрос веры тоже затронут в произведении. Главный герой, Мерсо, отказывается от исповеди перед казнью, не верит в Бога, на стенах видит не лик Христа, а лицо Мари – желанной, но не любимой женщины.

 Студентка специальности «Филология» 4 курса Екатерина Толкушкина дала характеристику образа Сизифа в творчестве писателя. «Одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека. Сизифа следует представлять себе счастливым», - последняя строка «Мифа о Сизифе» Камю. Философия абсурда — вот что пронизывает роман насквозь, от первой и до последней страницы.

 Писатель утверждал «непреложность нравственного поведения человека в безнравственных обстоятельствах». Именно в этом состоял пафос литературного и философского творчества Камю, за что его называли «Совестью либерального Запада», как отмечает исследователь Валерий Есипов.

Прослушать песню группы Queen“TheBohemianRhapsody” предложила аудитории Студентка 4 курса специальности «Журналистика» Алёна Коваленко.  Многие полагают, что Фредди Меркьюри создал «Богемную рапсодию» под впечатлением от «Постороннего». Несвязные выкрики во второй части композиции напоминают сцены суда в романе. И несколько раз повторяется слово «мама» - воспоминания и мысли Мерсо о матери начинают роман, и о ней же он вспоминает в финале, когда казнь уже представляется неизбежной.

Творчество Альбера Камю многогранно и глубоко, содержит множество культурно-исторических параллелей с музыкой, живописью, философией и литературой. Научно-практический семинар стал беседой, во время которой и выступающие, и гости обменялись мнениями и обогатили своё понимание мировоззрения и мастерства этого неординарного писателя ХХ века.

 

Ирина Попова

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.