Бутакова Лариса Олеговна
Бутакова Лариса Олеговна, д.ф.н., зав. кафедрой русского языка, профессор.
1. Образование: Омский государственный университет, филологический факультет.
2. Ученая степень кандидата филологических наук присуждена диссертационным советом Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова от 17.12.1987 г. и утверждена Высшей аттестационной комиссией Министерства высшего и среднего специального образования СССР в 1988 году. Ученая степень доктора филологических наук присуждена Высшей аттестационной комиссией в 2002 году. Ученое звание доцента по кафедре русского языка присуждено Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в 1995 году. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.02.19 – Теория языка «Авторское сознание как базовая категория текста: когнитивный аспект», защищена в АлтГУ в 2001 году. Ученая степень доктора филологических наук присуждена Высшей аттестационной комиссией в 2002 году. Ученое звание профессора по кафедре русского языка в 2006 году присуждено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Диплом о профессиональной переподготовке (Диплом № 223100122477 от 31 мая 2019 г.), выдан «Алтайским государственным университетом» специальность «Судебная лингвистическая экспертиза: аналитико-экспертная деятельность филолога-практика».
Стаж научно-педагогической работы составляет 22 года, в том числе стаж педагогической работы в высших учебных заведениях – 22 года.
С 2002 года и по настоящий момент Бутакова Л.О. является заведующим кафедрой русского языка.
В качестве приглашенного профессора Бутакова Л.О. в 2002-2005 гг. читала лекционные курсы в Омском государственном педагогическом университете «Основы теории речевой деятельности», «Современные методы экспериментальной и прикладной лингвистики», «Психолингвистический анализ текста» для студентов очного отделения и магистрантов филологического факультета.
В 2005-2006 уч. г. Бутакова Л.О. является председателем ГАК и ГЭК факультета специальной педагогики психологии Омского государственного педагогического университета.
В 2002 году на филологическом факультете ОмГУ по ее инициативе открыта научно-исследовательская лаборатория когнитивных (антрополингвистических) исследований, ведущая научную деятельность по 8 теоретико-экспериментальным и прикладным направлениям и сотрудничающая с ведущими психолингвистическими и когнитивными лабораториями России. Результатом работы лаборатории являются 2 авторские монографии, ассоциативный словарь, 2 докторские и 8 кандидатских диссертаций, 4 сборника научных статей. Л.О. Бутакова является признанным специалистом в области лингвоюридической экспертизы.
Бутакова Л.О. осуществляет активную редакторскую деятельность. За последние три года ею организовано издание, отредактировано и издано 7 сборников научных статей. Кроме того, она является заместителем главного редактора Российского лингвистического ежегодника.
Бутакова Л.О. является членом двух диссертационных советов по защите диссертацией на соискание ученой степени доктора филологических наук – при Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского и при Алтайском государственном университет. Активно приглашается оппонировать диссертации кандидатского и докторского уровня. За 2005-2006 гг. выступала в качестве оппонента 5 кандидатских и 4 докторских диссертаций в Москве, Самаре, Твери, Кемерово, Абакане, Барнауле.
С 1997 г. по 2001 и с 2002 года по настоящее время – член Ученого совета филологического факультета, с 1999 по 2001 – член учебно-методического совета ОмГУ. С 2004 года является ученым секретарем секции послевузовского филологического образования Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию (МГУ им. М.В. Ломоносова).
Проходила стажировки в АлтГУ (2003, 2004 гг.), ИЯ РАН, МГЭИ (2003, 2005 гг.). За последние три года участвовала в 15 международных и всероссийских научных конференциях: Языковое сознание: устоявшееся и спорное. XIV Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 29-31 мая 2003; Русский язык. Исторические судьбы и современность. Международный конгресс по русскому языку, Москва, 18-21 мая 2004 г.
3. Читаемые курсы. Бакалавриат: Современный русский язык. Морфемика и словообразование (2 курс); Спецсеминар по рускому языку и литературе (4 курс), Психолингвистика (4 курс). Магистратура: Основы теории текста, Правовые нормы и лингвобезопасность в медийной сфере, Текст как объект судебной лингвистической экспертизы, Современные проблемы филологии (1 и 2 курсы), Актуальные проблемы науки и образования (в магистратуре ОмГПУ), Лингвистический анализ текста, Судебная лингвистическая экспертиза (магистратура юридического факультета ОмГУ 2 курс).
Председатель ГАК и ГЭК в ОмГПУ (факультет дошкольного образования), аспирантуре Омского Технического ун-та (кафедра иностранных языков).
4. Под руководством Л.О. Бутаковой защищены 15 кандидатских диссертаций и одна докторская диссертация. В настоящее время осуществляет руководство 3 аспирантами, а также научное консультирование 1 докторанта.
5. Основные публикации: более 280 учебно-методических изданий, в том числе 22 учебных пособия; более 269 научных публикаций, в том числе 8 научных монографий (персональные и коллективные), в том числе:
Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование: монография. Барнаул, 2001. 283 с.
Государство – общество – личность: способы речевого взаимодействия: монография / Л.О. Бутакова и др., под ред. Л.О. Бутаковой и Н.В. Орловой. – Омск : ОмПГУ, 2019. - 200 с. - С. 33 -59. /Г.Г. Галич, Е.Н. Гуц, Л.Б. Никитина, Н.В. Орлова, Т.П. Рогожникова, Н.Д. Федяева, Н.Н. Щербакова;
Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный анализ ценностных фрагментов языкового сознания и институциональных коммуникаций: монография / Л.О. Бутакова, Е.Н. Гуц, Е.А. Козловская. - Омск: Изд.дом «Наука». – 2018. – 446 с.
Материалы к ассоциативно-семантическому словарю жителей города Омска. - Омск: «Вариант-Омск», 2012. -128 с.
Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка: экспериментальное исследование речи школьников одного региона. Монография. - Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, «Вариант-Омск», 2010. - 150 с.
Филологические олимпиады в системе гуманитарного образования школьников. Монография. Под ред. О.В. Коротун, А.В. Ляпиной. Омск: Литера, 2014. 172 с. С. 74-85.
Современный русскоязычный документ: проблемы порождения и восприятия: монография. Под ред. Л.О. Бутаковой Омск: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского: ООО «Литера», 2014, 323 с. / Алексеева А.В., Бутакова Л.О. Ваганова К.Р., Гуц Е.Н., Орлова Н.В., Попова О.В.
Книга – источник знаний? (субъективная семантика лексем книга, компьютер, планшет, интернет). - Русский язык в школе 2019, №4. - С. 37 – 44.
Тексты о пожилом человеке в региональном медийном пространстве // Л.О. Бутакова, А.И. Викулова). - Вестн. ТПГУ. 2019. № 5. С. 7 -15.
Общение государства с людьми пожилого возраста (на материале сайтов Пенсионного Фонда РФ, общественной организации «Союз пенсионеров России», регионального социального центра). - Вестник ТГПУ. 2020. Вып. 4 (210). С. 163-173.
Когнитивные стратегии интерпретации возраста носителями русского языка. - Когнитивные исследования языка. Гл. ред Н.Н. Болдырев М: ИЯ РАН: Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2020, 1046 с. Вып. 2 (41) Когнитивно-дискурсивная парадигма в лингвистике и смежных науках: Современные проблемы и методология исследования. Материалы X Международного конгресса по когнитивной лингвистике. 17-20 сентября 2020 г. Отв. ред. Вып. А.П. Чудинов. – Екатеринбург, Уральский госупед ун-т, 2020. С. 912-918.
Developing support materials for mass media course in elt / // 10th International Conference “Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects” The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences 2020 Volume LXXXVI - WUT 2020. pp. 340 -348.
Федеральный проект «Старшее поколение»: институциональный дискурс с партийным лицом. - Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020, № 2 (27), с. 72 -77.
Моделирование взаимодействия научного понятия «альтруизм» и обыденного представления об альтруизме во французской лингвокультуре / Л.О. Бутакова, Т.А. Здриковская. - Филологический класс, 2019, № 2 (56). - С. 50 - 58.
Тексты о пожилом человеке в региональном медийном пространстве / Л.О. Бутакова, А.И. Викулова. - Вестн. ТПГУ. 2019. № 5. С. 7 -15.
Проект «Региональное языковое сознание: возрастной аспект» / Л.О. Бутакова, Е.Н. Гуц, Н.В. Орлова. - Вопросы психолингвистики, 2018, №2 (36). - С. 146 – 168.
Старый – молодой –дед: динамика субъективной семантики слова. - Филологический класс, 2018, №2 (52). - С. 95-102.
Ценностные ориентации русских как аксиологический компонент языкового сознания: экспериментальное исследование / Л.О. Бутакова, Вязигина С.Ю. - Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки, 2018. - Вып. 14 (809). - С. 335-356.
Старость как концептуальный феномен: региональный и возрастной аспекты ассоциативной семантики. - Psycholinguistics. Series: Philology . – Украина. – Переяслав, No 23(2) (2018). - С. 25 -39.
Языковая способность, речевая компетенция в формате не-/естественной письменной речи (на материале сочинений школьников). - Вестник Кемеровского государственного университета, 2016. - №3(67). – С. 101 – 110.
Языковая способность и речевая компетенция школьников: анализ сформированности когнитивных механизмов. - Вестник ВолГУ, 2016. - №4. - С. 40 – 52.
Когнитивная природа восприятия полимодального текста и его психолингвистическое моделирование (на материале рецепции русских и американских мультсериалов). - Вопросы когнитивной лингвистики. – 2016. – № 4 (49). – С. 21-32.
Психолингвистические методы анализа порождения и восприятия современного русскоязычного документа . - Язык и метод: Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века, т. 3: Лингвистический анализ на грани методологического срыва, ред. Д. Шумска, К. Озга, Краков: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2016. С. 307-323.
Воздействующий потенциал и особенности восприятия рекламы детских товаров как части дискурсивного пространства для детей и взрослых / Л.О. Бутакова, Е.А. Козловская // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2017. – № 1 (27). – С. 71-81.
Ценностная составляющая языкового сознания американцев / Л.О. Бутакова, С.Ю. Вязигина. - Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. – 2017. – Т. 16. № 2. – С. 99-108.
Моделирование взаимодействия научного понятия «альтруизм» и обыденного представления об альтруизме во французской лингвокультуре / Л.О. Бутакова, Т.А. Здриковская. - Филологический класс. – 2019. – №2 (56). – С. 50-58.
«Когда я буду бабушкой - Годов через десяточек …»: сочинения школьников о пожилом возрасте и старости. - Русский язык в школе. – 2020. – Т. 81. – № 6. – С. 32–41. DOI: 10.30515/0131-6141-2020-81-6-32-41.
Сложные вопросы семантического и дискурс-анализа психолого-лингвистической экспертизы естественной и интернет-коммуникации, содержащей признаки побуждения к совершению определенных действий. - Современная теоретическая лингвистика и проблемы судебной экспертизы : сборник научных работ по итогам Международной научной конференции «Современная теоретическая лингвистика и проблемы судебной экспертизы» (Москва, 1–2 октября 2019 г.). – М.: Государственный институт русского языка, 2019. – 576 с. - С. 13-24.
Учебники и учебные пособия:
Эффективная официально-деловая коммуникация: как сделать документ понятным. Учебное пособие. / под ред. Л.О. Бутаковой / Алексеева А.В., Бутакова Л.Р., Ваганова К.Р., Гуц Е.Н., Орлова Н.В., Попова О.В - Омск: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского: ООО «Литера», 2014, 268 с.
Магистерская диссертация по лингвистике. Учебное пособие для магистрантов филологических специальностей - Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского: «Вариант-Омск», 2010. – 61 с.
Морфемика и словообразование современного русского языка: Учебное пособие (для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей). - Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, «Вариант-Омск», 2010. - 170 с. Морфемика и словообразование современного русского языка: Учебное пособие (для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей). - Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, «Вариант-Омск», 2010. - 170 с. Изд. 2-е. 2018.
Морфемика и словообразование современного русского языка: Учебное пособие для магистрантов филологических специальностей. – Гриф УМО по классическому университетскому образованию. М.: Флинта, Наука, 2012. 232.
Правовые нормы и лингвистическая безопасность. Учебное пособие. / Л.О. Бутакова, В.И. Хомяков. - Омск: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. 2016. 140 с.
Основы теории текста. Электр. учебное пособие / Л.О. Бутакова, Т.П. Рогожникова. - Омск: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2019.
Научный идентификатор: https://orcid.org/0000-0003-3210-2311
За последние три года опубликовано 8 учебно-методических и 31 научная работа.
В 2012 г. в издательстве "Флинта" вышло учебное пособие с грифом УМО "Морфемика и словообразование" (232 с.), издание с грифом УМО.
6. Электронный адрес:larisabut@rambler.ru