Главная > Кафедры > Русского языка, славянского и классического языкознания > Коллектив > Бутакова Лариса Олеговна

Бутакова Лариса Олеговна

Бутакова Лариса Олеговна, д.ф.н., зав. кафедрой русского языка, профессор.

1. Образование: Омский государственный университет, филологический факультет.

2.  Ученая степень кандидата филологических наук присуждена диссертационным советом Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова от 17.12.1987 г. и утверждена Высшей аттестационной комиссией Министерства высшего и среднего специального образования СССР в 1988 году. Ученая степень доктора филологических наук присуждена Высшей аттестационной комиссией в 2002 году. Ученое звание доцента по кафедре русского языка присуждено Государственным  комитетом Российской Федерации по высшему образованию в 1995 году. Диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.02.19 – Теория языка «Авторское сознание как базовая категория текста: когнитивный аспект», защищена в АлтГУ в 2001 году. Ученая степень доктора филологических наук присуждена Высшей аттестационной комиссией в 2002 году. Ученое звание профессора по кафедре русского языка в  2006 году присуждено Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Диплом о профессиональной переподготовке (Диплом № 223100122477 от 31 мая 2019 г.), выдан «Алтайским государственным университетом» специальность «Судебная лингвистическая экспертиза: аналитико-экспертная деятельность филолога-практика».

Стаж научно-педагогической работы составляет 22 года, в том числе стаж педагогической работы в высших учебных заведениях – 22 года.

С 2002 года и по настоящий момент Бутакова Л.О. является заведующим кафедрой русского языка.

 В качестве приглашенного профессора Бутакова Л.О. в 2002-2005 гг. читала лекционные курсы в Омском государственном педагогическом университете «Основы теории речевой деятельности», «Современные методы экспериментальной и прикладной лингвистики», «Психолингвистический анализ текста» для студентов очного отделения и магистрантов филологического  факультета.

В 2005-2006 уч. г. Бутакова Л.О. является председателем ГАК и ГЭК факультета специальной педагогики психологии Омского государственного педагогического университета.  

В 2002 году на филологическом факультете ОмГУ по ее инициативе открыта научно-исследовательская лаборатория когнитивных (антрополингвистических) исследований, ведущая научную деятельность по 8 теоретико-экспериментальным и прикладным направлениям и сотрудничающая с ведущими психолингвистическими и когнитивными лабораториями России. Результатом работы лаборатории являются 2 авторские монографии, ассоциативный словарь, 2 докторские и 8 кандидатских диссертаций, 4 сборника научных статей. Л.О. Бутакова является признанным специалистом в области лингвоюридической экспертизы.

Бутакова Л.О. осуществляет активную редакторскую деятельность. За последние три года ею организовано издание, отредактировано и издано 7 сборников научных статей. Кроме того, она является заместителем главного редактора Российского лингвистического ежегодника.

Бутакова Л.О. является членом двух диссертационных советов по защите диссертацией на соискание ученой степени доктора филологических наук – при Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского и при Алтайском государственном университет. Активно приглашается оппонировать диссертации кандидатского и докторского уровня. За 2005-2006 гг. выступала в качестве оппонента 5 кандидатских и 4 докторских диссертаций в Москве, Самаре, Твери, Кемерово, Абакане, Барнауле. 

 С 1997 г. по 2001 и с 2002 года по настоящее время – член Ученого совета филологического факультета, с 1999 по 2001 – член учебно-методического совета ОмГУ. С 2004 года является ученым секретарем секции послевузовского филологического образования Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию (МГУ им. М.В. Ломоносова).

Проходила стажировки в АлтГУ (2003, 2004 гг.), ИЯ РАН, МГЭИ (2003, 2005 гг.). За последние три года участвовала в 15 международных и всероссийских научных конференциях: Языковое сознание: устоявшееся и спорное. XIV Международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Москва, 29-31 мая 2003; Русский язык. Исторические судьбы и современность. Международный конгресс по русскому языку, Москва, 18-21 мая 2004 г.

 

3. Читаемые курсы. Бакалавриат: Современный русский язык. Морфемика и словообразование (2 курс); Спецсеминар по рускому языку и литературе (4 курс), Психолингвистика (4 курс). Магистратура: Основы теории текста, Правовые нормы и лингвобезопасность в медийной сфере, Текст как объект судебной лингвистической экспертизы, Современные проблемы филологии (1 и 2 курсы), Актуальные проблемы науки и образования (в магистратуре ОмГПУ), Лингвистический анализ текста, Судебная лингвистическая экспертиза (магистратура юридического факультета ОмГУ 2 курс). 

Председатель ГАК и ГЭК в ОмГПУ (факультет дошкольного образования), аспирантуре Омского Технического ун-та (кафедра иностранных языков).   

4. Под руководством Л.О. Бутаковой защищены 15 кандидатских диссертаций и одна докторская диссертация. В настоящее время осуществляет руководство 3 аспирантами, а также научное консультирование 1 докторанта.

5.  Основные публикации: более 280 учебно-методических изданий, в том числе 22 учебных пособия; более 269 научных публикаций, в том числе 8 научных монографий (персональные и коллективные), в том числе:

Авторское сознание в поэзии и прозе: когнитивное моделирование: монография. Барнаул, 2001. 283 с.  

Государство – общество – личность: способы речевого взаимодействия: монография / Л.О. Бутакова и др., под ред. Л.О. Бутаковой и Н.В. Орловой.  – Омск : ОмПГУ, 2019. - 200 с.  - С. 33 -59. /Г.Г. Галич, Е.Н. Гуц, Л.Б. Никитина, Н.В. Орлова, Т.П. Рогожникова, Н.Д. Федяева, Н.Н. Щербакова;

Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный анализ ценностных фрагментов языкового сознания и институциональных коммуникаций: монография / Л.О. Бутакова, Е.Н. Гуц, Е.А. Козловская. -  Омск: Изд.дом «Наука». – 2018. – 446 с. 

Материалы к ассоциативно-семантическому словарю жителей города Омска. - Омск: «Вариант-Омск», 2012. -128 с.   

Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка: экспериментальное исследование речи школьников одного региона.  Монография. - Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского,  «Вариант-Омск», 2010. -  150  с.

Филологические олимпиады в системе гуманитарного образования школьников. Монография. Под ред. О.В. Коротун, А.В. Ляпиной. Омск: Литера, 2014.  172 с. С. 74-85. 

Современный русскоязычный документ: проблемы порождения и восприятия: монография.  Под ред. Л.О. Бутаковой Омск: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского: ООО «Литера», 2014, 323 с. / Алексеева А.В., Бутакова Л.О. Ваганова К.Р., Гуц Е.Н., Орлова Н.В., Попова О.В.

Книга – источник знаний? (субъективная семантика лексем книга, компьютер, планшет, интернет). - Русский язык в школе 2019, №4. - С. 37 – 44.   

Тексты о пожилом человеке в региональном медийном пространстве // Л.О. Бутакова, А.И. Викулова). - Вестн. ТПГУ. 2019. № 5. С. 7 -15.    

Общение государства с людьми пожилого возраста (на материале сайтов Пенсионного Фонда РФ, общественной организации «Союз пенсионеров России», регионального социального центра). - Вестник ТГПУ. 2020. Вып. 4 (210). С. 163-173.

 Когнитивные  стратегии интерпретации возраста носителями русского языка. - Когнитивные исследования языка. Гл. ред Н.Н. Болдырев М: ИЯ РАН: Тамбов: Изд-во ТГУ им. Державина, 2020, 1046 с. Вып. 2 (41) Когнитивно-дискурсивная парадигма в лингвистике и смежных науках: Современные проблемы и методология исследования. Материалы X Международного конгресса по когнитивной лингвистике. 17-20 сентября  2020 г. Отв. ред. Вып. А.П. Чудинов. – Екатеринбург, Уральский госупед ун-т, 2020. С. 912-918.    

Developing support materials for mass media course in elt / // 10th International Conference “Word, Utterance, Text: Cognitive, Pragmatic and Cultural Aspects”  The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences  2020 Volume LXXXVI - WUT 2020. pp. 340 -348.

Федеральный проект «Старшее поколение»: институциональный дискурс с партийным лицом. - Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020,  № 2 (27), с. 72 -77.

Моделирование взаимодействия научного понятия «альтруизм» и обыденного представления об альтруизме во французской лингвокультуре / Л.О. Бутакова, Т.А. Здриковская. -  Филологический класс, 2019, № 2 (56). - С. 50 - 58.      

Тексты о пожилом человеке в региональном медийном пространстве / Л.О. Бутакова, А.И. Викулова. - Вестн. ТПГУ. 2019. № 5. С. 7 -15.    

Проект «Региональное языковое сознание: возрастной аспект» / Л.О. Бутакова, Е.Н. Гуц, Н.В. Орлова. - Вопросы психолингвистики,  2018, №2 (36). - С. 146 – 168.

Старый – молодой –дед: динамика субъективной семантики слова. - Филологический класс, 2018, №2 (52). - С. 95-102.    

Ценностные ориентации русских как аксиологический компонент языкового сознания: экспериментальное исследование / Л.О. Бутакова, Вязигина С.Ю. - Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки, 2018. - Вып. 14 (809). - С. 335-356.   

Старость как концептуальный феномен: региональный и возрастной аспекты ассоциативной семантики. - Psycholinguistics. Series: Philology . – Украина. – Переяслав, No 23(2) (2018). - С.  25 -39.  

Языковая способность, речевая компетенция в формате не-/естественной письменной речи (на материале сочинений школьников). -  Вестник Кемеровского государственного университета, 2016. - №3(67). – С. 101 – 110.

Языковая способность и речевая компетенция школьников: анализ сформированности когнитивных механизмов. - Вестник ВолГУ, 2016. - №4. - С. 40 – 52.

Когнитивная природа восприятия полимодального текста и его психолингвистическое моделирование (на материале рецепции русских и американских мультсериалов). - Вопросы когнитивной лингвистики. – 2016. – № 4 (49). – С. 21-32.

Психолингвистические методы анализа порождения и восприятия современного русскоязычного документа . - Язык и метод: Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века, т. 3: Лингвистический анализ на грани методологического срыва, ред. Д. Шумска, К. Озга, Краков: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2016. С. 307-323.

Воздействующий потенциал и особенности восприятия рекламы детских товаров как части дискурсивного пространства для детей и взрослых / Л.О. Бутакова, Е.А. Козловская // Наука о человеке: гуманитарные исследования. –  2017. –  № 1 (27). –  С. 71-81.

Ценностная составляющая языкового сознания американцев / Л.О. Бутакова, С.Ю. Вязигина. - Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. – 2017. – Т. 16. № 2. – С. 99-108.

Моделирование взаимодействия научного понятия «альтруизм» и обыденного представления об альтруизме во французской лингвокультуре / Л.О. Бутакова, Т.А. Здриковская. - Филологический класс. – 2019. – №2 (56). – С. 50-58.

«Когда я буду бабушкой - Годов через десяточек …»: сочинения школьников о пожилом возрасте и старости. - Русский язык в школе. – 2020. – Т. 81. – № 6. – С. 32–41. DOI: 10.30515/0131-6141-2020-81-6-32-41.     

Сложные вопросы семантического и дискурс-анализа  психолого-лингвистической экспертизы естественной  и интернет-коммуникации, содержащей признаки побуждения  к совершению определенных действий. -  Современная теоретическая лингвистика и проблемы судебной экспертизы : сборник научных работ по итогам Международной научной конференции «Современная теоретическая лингвистика и проблемы судебной экспертизы» (Москва, 1–2 октября 2019 г.). – М.: Государственный институт русского языка, 2019. – 576  с.  - С. 13-24.

Учебники и учебные пособия:

Эффективная официально-деловая коммуникация: как сделать документ понятным. Учебное пособие. / под ред. Л.О. Бутаковой / Алексеева А.В., Бутакова Л.Р., Ваганова К.Р., Гуц Е.Н., Орлова Н.В., Попова О.В - Омск: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского: ООО «Литера», 2014, 268 с.           

Магистерская диссертация по лингвистике. Учебное пособие для магистрантов филологических специальностей - Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского: «Вариант-Омск», 2010. – 61 с.

Морфемика и словообразование современного русского языка: Учебное пособие (для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей). - Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, «Вариант-Омск», 2010. - 170 с.   Морфемика и словообразование современного русского языка: Учебное пособие (для студентов, магистрантов, аспирантов филологических специальностей). - Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, «Вариант-Омск», 2010. - 170 с.   Изд. 2-е. 2018.

Морфемика и словообразование современного русского языка:  Учебное пособие для  магистрантов филологических специальностей. – Гриф УМО по классическому университетскому образованию. М.: Флинта, Наука, 2012. 232. 

Правовые нормы и лингвистическая безопасность. Учебное пособие. / Л.О. Бутакова, В.И. Хомяков. -  Омск: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. 2016. 140 с.               

Основы теории текста. Электр. учебное пособие / Л.О. Бутакова, Т.П. Рогожникова. - Омск: ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2019.     

          

Научный идентификатор:  https://orcid.org/0000-0003-3210-2311

За последние три года опубликовано 8 учебно-методических  и 31 научная работа.

В 2012 г. в издательстве "Флинта" вышло учебное пособие с грифом УМО "Морфемика и словообразование" (232 с.), издание с грифом УМО.

6. Электронный адрес:larisabut@rambler.ru