АБИТУРИЕНТАМ |
|||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Филология | Журналистика | Реклама и PR | Библ.-информ. деятельность | Туризм | Магистратура |
Ничипорук С.Н. Мотив пророчества в лирике Ф.И. Тютчева
С.Н. Ничипорук Научный руководитель
Гр. ЯФС-701-О Колягина Т.Ю.
В своих стихотворениях Ф.И. Тютчев явил поистине пророческий дар, сказав о смысле нашего пребывания во Вселенной, на Земле и в жизни России. Написанное им вот уже полтора столетия продолжает будить мысль и совесть человечества. Несмотря на то, что интерес к поэзии Ф.И. Тютчева не угасает, а корпус лирических текстов, связанных с мотивом пророчества-откровения довольно обширен в творческом наследии поэта, обстоятельных научных исследований по рассматриваемой теме на сегодняшний день не существует. Таким образом, целью нашей работы является анализ мотива пророчества в лирическом наследии Ф.И. Тютчева.
Мотив пророчества-откровения ярко отражен в следующих стихотворениях поэта: «О вещая душа моя», «Пророчество», «1856», «Святая ночь на небосклон взошла». Анализ данных лирических текстов показал, что содержание мотива пророчества в лирике Тютчева наиболее полно раскрывается в религиозно-православном ключе. Указанный мотив тесно связан с представлениями поэта о Конце Света и является элементом так называемого мотивно-смыслового комплекса Апокалипсиса, репрезентированного в тютчевской лирике. В стихотворениях появляются библейские образы Христа и Марии, апокалиптических всадников. Подчас современные поэту события трансформируются в предсказания, так например, описание войны того времени перерастает в грандиозную картину апокалиптической битвы.
Поэт предупреждает своих современников о том, что человека, потерявшего веру как духовное составляющее жизни, ждет неминуемая гибель. В понимании пророчества как истинного поэтического дара лирик следует за русской литературной традицией. Однако миссия поэта-провидца, по Тютчеву, несколько шире. Поэт должен предостерегать, чтобы предотвратить гибель мира и человечества, для чего необходимо отказаться от Запада как апологета революции и духовного распада человечества и приобщиться к России как олицетворению грядущего мира Горнего. В этой идее можно усмотреть особенность мировидения Тютчева и специфическую черту его поэзии.