Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Зарубежная литература и отечественный читатель: диалог культур > Сенеджук И.А. «Истинный художник» – легенда европейского романтизма
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Сенеджук И.А. «Истинный художник» – легенда европейского романтизма

И.А. Сенеджук                                                            Научный руководитель

гр. ЯФС-701-О                                                             Н.Н. Мисюров        

  Увлечение немецкой культурой в России началось в период романтизма. Русско-немецкие связи создают русский эстетизм.

Одна из главных тем, к которой обращаются многие немецкие романтики,  - это проблема истинного, настоящего художника. Особенно широкое распространение получила эстетическая концепция концепция В.Ваккенродера о Рафаэле как «истинном художнике».

Рафаэль – самобытная, знаковая фигура позднего Возрождения. Его идеи и творения повлияли на формирование эстетических взглядов немецких романтиков; не случаен интерес к его наследию со стороны многих деятелей европейской культуры XIX-XX вв.

Э.Т.А. Гофман в своем творчестве тоже поднимает эту проблему. В новелле  «Кавалер Глюк» создается образ творческой личности. Автор утверждает, что на вершине, куда поднимается художник, он соприкасается с «предвечным, неизреченным», поднимается к солнцу, т.к. именно солнце — основа мироздания.

Идея истинного художника, появившаяся в книге Ваккенродера и через увлечение Ваккенродером проникшая на русскую почву на самом деле возникла еще в творчестве Гете. Причем, в произведениях Гете мы можем видеть две ипостаси – вертерианскую  и фаустовскую. Обе они воссоединились в «Русских ночах» Одоевского.

Что же включает в себя концепт «истинный художник»?

Концепт истинного художника выражает мастерство. Художник – это мастер, который проявляет себя и в слове и в деле. А вот «Домострой» понимает его смысл как ремесло, а не как профессию. 

Но в понимании Ваккенродера и немецких романтиков художник – все-таки не ремесленник, а мастер. Эту же мысль разделяли  и многие представители русской литературы.

Например, в  повести Гоголя «Портрет» получает свое развитие проблема соотнесенности ремесла и искусства, осложненная вопросом о божественном и дьявольском началах в искусстве. Художник Чартков предает талант ради денег и становится простым ремесленником.