Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Зарубежная литература и отечественный читатель: диалог культур > Бурдыгина Е.Ю. Дж. Роулинг и литературная классика
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Бурдыгина Е.Ю. Дж. Роулинг и литературная классика

Е.Ю. Бурдыгина                                                          Научный руководитель

              гр. ЯФС-801-О                                                             Н.Н. Мисюров

Возможно ли в процессе творчества обойтись без обращения к образцам? Следует, однако, различать недостаток фантазии и творческого начала и сознательную литературную игру. Не каждый читатель выделит из последовательности заклинаний, которые произносят герои поттерианы, догмы христианства. Не каждый определит, что на страницах романа Роулинг опровергает философию экзистенциализма (обращаясь к категориям страха, выбора и надежды), опираясь на опыт философских исканий двадцатого века. Если рассматривать в её книге элементы Bildungsroman, то мы увидим, что жанровая специфика поттерианы обусловлена учением американского философа и педагога Джона Дьюи. Литературная игра Роулинг не так примитивна, как о ней хотят думать, каждый образ и эпизод – это сложное многоплановое образование, которое нельзя ни однозначно толковать, ни разбирать только на одном уровне.  Именно благодаря этому можно было бы рассмотреть книгу Роулинг как педагогический феномен.

Поскольку это роман воспитания (на его страницах мы видим становление героя, его развитие), то и  сюжет, и манера письма Роулинг тоже постепенно усложняются. Подросток усваивает эти изменения и может переходить к восприятию более сложной литературы с другим стилем языка и проблематикой. Поттериана более перспективна, чем многие произведения, включенные в школьные программы по литературе, кроме того, она отвечает целям этих программ. 

Книга воспитывает в читателе гражданское сознание, духовно развивает личность ребёнка за счёт фигуры главного героя – не идеального, но становящегося. Роулинг отлично работает с эмоциональной сферой восприятия и со сферой воображения читателя, то есть с теми «китами», на которые преподаватель опирается на уроках литературы с 5 по 9 классы.

Из каких источников пришёл в поттериану Мерлин, почему школьного смотрителя зовут именно Аргус, действительно ли существовал Николас Фламель и удалось ли ему создать философский камень? Поиск ответов на эти вопросы способствует углублению подростка в контекст мировой культуры. У кого Роулинг могла учиться? Например, у О. Уайльда – великого предшественника в родной  английской литературе.

Мы не можем назвать поттериану великим образцом мировой литературы, но мы можем утверждать, что она актуальна в функции проводника в мир классики, в этом мы видим её ценность.