Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Зарубежная литература и отечественный читатель: диалог культур > Мальцева А.О. Куклы и кукловоды: «живые куклы» и «кукольные» люди в творчестве О. Уайльда и произведениях отечественной и зарубежной литературы
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Мальцева А.О. Куклы и кукловоды: «живые куклы» и «кукольные» люди в творчестве О. Уайльда и произведениях отечественной и зарубежной литературы

А.О. Мальцева                                                                         Научный руководитель

Гр. ЯФС-801-0                                                                         Мисюров Н.Н.      

    Мотивы игры, куклы, маски, маскарада в мировой литературе едва ли не столь же древние, как сама художественная литература. Интерес писателей к образам оживающих кукол, человекоподобных игрушек, механизмов связан с мифологической идеей «хтонического», которая выстраивает образ динамичного мира, где люди, вещи, куклы имеют свою душу и судьбу. Вспомним Олимпию и Щелкунчика Гофмана, танцовщицу и оловянного солдатика Андерсена, Пьеро и Коломбину Блока, - эти куклы не просто оживают, они охвачены страстями, изнутри переживают собственную трагедию.

   Красота в духе Уайльда чаще всего обозначает внешнее изящество, скрывающее внутреннюю пустоту. Мальчик-Звезда, Инфанта, Юный Король из одноименных сказок, - лишь игрушки тонкой работы, ими можно бесконечно любоваться, но оценить красоту их душ в жизненных коллизиях невозможно.         Таков и Дориан Грей.

     Вышедший в 1891 году, одноименный роман снискал скандальную славу и вызвал противоречивые оценки современников. 

   "Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея, не знает никто. Тот, кто находит их, имеет в виду свои собственные", - писал Уайльд в ответ на газетные рецензии.

   Дориан для лорда Генри – материал для очередного эксперимента на людях, «Замечательный тип. У него есть все – обаяние, белоснежная чистота юности и красота, та красота, какую запечатлели в мраморе древние греки. Из него можно вылепить что угодно, сделать его титаном – или игрушкой».

Люди подобны марионеткам в кукольном театре: одни беспомощно застывают на ниточках, другие так и не смирятся, сохранив в себе волю к жизни.