Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Библиотека, книга: прошлое и настоящее > Анциферов Д.Ю. Портрет библиотекаря в отечественном кино
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Анциферов Д.Ю. Портрет библиотекаря в отечественном кино

Проблема имиджа библиотечной профессии на сегодняшний день стоит довольно остро, о чем свидетельствуют многочисленные дискуссии.

Не совсем новым, но практически неиспользуемым в отечественной практике методом исследования, раскрывающим новые аспекты проблемы, может стать анализ медийного потока, а конкретно кинопроизведений, содержащих в себе портретный библиотекаря со всеми его профессиональными компетенциями и личностными качествами.

Вопрос об имидже библиотекаря активно поднимается в исследованиях американских учёных. Ими были разработаны понятийный и методологический аппараты, составлены обширные базы данных по практическому материалу, касающемуся роли библиотекаря в киноискусстве. Но результаты большого количества зарубежных исследовательских работ, анализирующих портретное изображение библиотекаря в кино, слабо применимы по отношению к отечественному библиотекарю с его уникальным колоритом и условиями его профессиональной деятельности. Уникальной так же является динамика изменения его образа  с течением времени под воздействием условий внешней среды (политического и социального характера). Впервые появляясь на экранах как библиотекарь-передовик труда, он, минуя переходный период очеловечивания и романтизации профессии, заканчивает свой путь как библиотекарь–лирический герой. При этом на всех этапах прослеживается чёткое режиссёрское отношение к герою и, не смотря на то, что со временем оно варьируется от гордости до жалости, негативные оттенки в нем отсутствуют.

Не смотря на схожие моменты в изображении библиотекарей в кинематографе, не стоит делать уверенных выводов, так как любой портрет здесь является композиционной выдумкой сценариста, режиссера и играющего его актёра, что не может говорить в пользу объективности его отображения. Для более полного и чёткого моделирования портрета библиотекаря, каким его видит потенциальный читатель, стоит расширить рамки исследования, привлекая для анализа дополнительные источники, являющиеся отражениями библиотекаря для той или иной социальной группы.