Главная > Научная работа > Научная работа студентов > Молодежь III тысячелетия > 2012 г. - XXXVI Международная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь третьего тысячелетия» > Чтение, образование, развитие личности > Бурова И. А. Книга и библиотека в образовательном пространстве России на рубеже веков (конец XIX – начало XX вв.)
     

АБИТУРИЕНТАМ

Филология Журналистика PR Библиотечно-информационная деятельность Туризм Магистратура
Филология Журналистика Реклама и PR Библ.-информ. деятельность Туризм Магистратура
     

Бурова И. А. Книга и библиотека в образовательном пространстве России на рубеже веков (конец XIX – начало XX вв.)

И. А. Бурова                                                                                         Научный руководитель

Гр. ЯБС-807-О                                                                                                   Н. В. Огурцова                                                           

В истории России конец XIX – начало XX вв. - исключительный период. Это время подготовки и осуществления «великих реформ» Александра II, важнейшими из которых были отмена крепостного права и реформа образования. Отказ интеллигенции от революционно-бунтарского направления деятельности в 1860-е гг. привел к тому, что именно в просвещении народа представители интеллектуальной элиты общества начинают видеть свою первоочередную задачу, определенную осознанностью необходимости заботиться о народном благе через постепенное, эволюционное улучшение условий народной жизни. Просветительство рассматривалось в качестве решающего средства в деле общественного преобразования.

Главным способом продвижения прогрессивных идей интеллигенции являлась периодическая печать, среди которой особую нишу занимали педагогические и так называемые «воспитательные» журналы. На станицах таких изданий, как «Журнал Министерства народного просвещения», «Русская школа», «Педагогический сборник», «Воспитание», «Семья и школа» разворачивались дискуссии видных отечественных педагогов о целях, методах, формах народного образования в условиях реформ. Представлялись результаты статистических исследований уровня грамотности населения разных регионов России, предлагались различные пути преодоления народного невежества.

В это время впервые в русской истории появились учреждения и организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс. Возникли воскресные школы и народные училища, были созданы первые народные библиотеки и читальни, стали проводиться народные чтения. Последние в связи с повышением роли семейного воспитания и так называемого «внешкольного» образования приобрели особую значимость для крестьян, не имевших возможности получать образование в учебных заведениях.