АБИТУРИЕНТАМ |
|||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Филология | Журналистика | Реклама и PR | Библ.-информ. деятельность | Туризм | Магистратура |
Козьминых Н.В. Концептуализация глупости и лени в говорах Среднего Прииртышья
Н.В. Козьминых Научный руководитель
гр. ЯФС-801-О М.А. Харламова
В данной работе рассматриваются понятия глупость и лень и своеобразие их концептуализации в говорах Среднего Прииртышья. Нами используется материал, собранный студентами нашего факультета в диалектологических экспедициях за разные годы.
Глупость – это нежелание что-то узнать, чему-то научиться, что есть проявление пассивности физической и умственной. Это объясняет весьма тесные связи данного концепта с лексико-семантическим полем лень. Эти поля в диалекте имеют большую площадь наложения, которая является областью наиболее общей отрицательной морально-этической оценки человека вообще. Значение ‘ленивый глупец’ могут репрезентировать практически все лексемы лексико-семантического поля концепта ГЛУПОСТЬ, за исключением тех, которые в качестве главной имеют сему ‘отсутствие конкретного знания, обучения’. Кроме того, синкретизм значений глупости и лени передают лексемы, в литературном языке относящиеся лишь к лексико-семантическому полю лень: лодырь, трутень.
ГЛУПОСТЬ и ЛЕНЬ в виду своей тесной связи в сознании диалектоносиеля имеют общую синкретичную номинацию, которая подтверждает их неразрывность для носителя говора – непутёвый. Но наряду с этой лексемой употребляется и дурак как вполне синонимичная.
Лексемы, репрезентирующие концепты ГЛУРОСТЬ и УМ, являются омонимичными. Репрезентирующее же УМ лексико-семантическое поле неразрывно связано с представлением о трудолюбии. Такая взаимозависимость объясняется большей важностью физического труда для сельского жителя. Здесь, на пересечении представлений об уме и трудолюбии, находим ёмкую синкрету – матерущий. Последнее имеет значение ‘умный, трудолюбивый, выносливый, тяжёлый, большой’ и собирает в себе практически все наиболее важные для диалектоносителя положительные характеристики человека. Примечательно, что корень –матер- изначально имел абстрактное положительное значение, относящееся к области труда.
Таким образом, определения умный и глупый как характеристики интеллектуального развития представляются диалектоносителю лишь частностями, концептуализируются же они в синкретах соответственно матерущий – дурак. Именно это является ядром концепта ГЛУПОСТЬ и показывает его глубину в сознании носителя народной культуры и актуальность для современного носителя говора.